Программа (концепция) эффективного управления

городом Лакинск

 

Муниципальное образование «Город Лакинск» - территория с богатым историческим прошлым - может стать развивающейся территорией, имеющей все условия для работы и отдыха его жителей. К сожалению, сегодняшняя ситуация с экономикой и финансами, с низким уровнем благоустройства привела к тому, что горожане полностью утратили доверие к местной власти.

Несколько фактов из жизни города за последние 4 года. У Лакинска есть часть документов, необходимых сегодня для развития города: генплан, схема теплоснабжения, программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры. Однако генплан постоянно корректируется, а на разработку схем водоснабжения и водоотведения пока нет средств.

По итогам прошлого года отмечается рост объёмов отгруженных товаров, работ и услуг собственного производства – в основном этого заслуга пищевой промышленности, ряд предприятий которой провели модернизацию в 2013 г. Есть положительный результат и в укреплении пожарной безопасности: ежегодно приобретаются и устанавливаются гидранты. Но и в данном направлении ещё надо поработать над состоянием водоёмов для забора воды пожарными машинами.

И в целом проблем в городе, к сожалению, значительно больше, чем положительных моментов.

Первое – финансы. Если дефицит бюджета по итогам 2014 года был 5 млн. 764,5 тыс. рублей, то в этом году ожидаемый дефицит бюджета составит 14.7 тыс. рублей. Кроме того, объем муниципального долга муниципального образования перед областным бюджетом составляет на сегодняшний день 12 млн. рублей.

Второе. Город, созданный когда-то вокруг предприятия, где работало подавляющее большинство населения, потерял это предприятие в прошлом году. В результате банкротства МУП «Лакинская мануфактура» банкротом, по сути, стал сам город. Людям негде работать, а предпринимательство, как форма самозанятости, не развивается. Если в 2010 году в городе насчитывалось более 200 объектов малого бизнеса, то сегодня их осталось менее половины.

Третье. У администрации сегодня нет средств на содержание города должным образом: нет денег на ремонт коммуникаций, на участие в программах по реконструкции и строительству объектов жизнедеятельности (очистных сооружений, водопровода, проведения газификации).

Четвертое. Несмотря на географическую привлекательность и наличие инфраструктуры (близость Москвы и других крупных городов, наличие федеральной трассы и железнодорожной станции), крупные инвесторы в город не идут. А те, кто пытался здесь начать производство, ушли, сетуя на неблагоприятный инвестиционный «климат».

В связи с этим основная задача новой администрации муниципального образования «Город Лакинск» - очевидно, в том, чтобы сформировать экономически благоприятную среду для привлечения инвестиций, которые будут способствовать развитию Лакинска и улучшению качества жизни его граждан. Для решения этой задачи необходимо чётко представлять, что нужно делать сейчас, завтра, а также - на долгосрочную перспективу.

Давайте рассмотрим предлагаемую «Концепцию развития муниципального образования «Город Лакинск Собинского района Владимирской области».

Какими ресурсами располагает сегодня это муниципальное образование?

Трудовые ресурсы. Численность населения на 1 января 2015 г. составила 14 тыс. 895 человек, из них трудоспособное население - 8 тыс. 432 человека, что составляет 56,6 % от общего числа жителей. А в экономике города занято всего 1 тыс. 773 человека. Нетрудно подсчитать, что практически все трудоспособное население города сегодня работает за его пределами. А у тех, кто трудится в Лакинске, средняя зарплата в 2014 году составила 17,9 тыс. рублей, что значительно ниже среднеобластного показателя - 19 тыс. рублей, хотя и его тоже высоким не назовешь.

Уровень безработицы, то есть соотношение численности зарегистрированных безработных к численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, по городу на 01.01.2015 года составил 0,5% (на 01.01.2014 г. - 0,4%). И это, в свою очередь, также выше среднеобластного уровня.

Производственные ресурсы. Судя по статистике, ведущей отраслью экономики города Лакинска является пищевая промышленность. Она представлена следующими предприятиями:

ООО «Рудо-аква» филиал Лакинский пивзавод,

АО «Де Хёс»,

ООО «Клинские снеки»,

филиал «Анаком» ООО «Импрод».

В 2014 году на территории муниципального образования действовало 99 малых предприятий с оборотом в 1 млрд. 30 млн. рублей (среднесписочная численность работников составила 1870 человек).

Финансы. На 2015 год доходы бюджета муниципального образования город Лакинск запланированы в объеме 106 млн. 167,4 тыс. рублей, расходы – 146 млн. 945, 6 тыс. рублей. В результате плановый дефицит бюджета составляет более 40 млн. рублей. Источниками покрытия дефицита бюджета 2015 года запланированы остатки средств на едином счете бюджета по состоянию на 01.01.2015г. в объеме 36,3 млн. рублей и привлечение кредитных ресурсов коммерческих банков в объеме 4,5 млн. рублей.

Какие факторы отрицательно влияют на развитие муниципального образования «Город Лакинск»?

Их несколько:

- отсутствие комплексной системы развития и поддержки предприятий малого и среднего бизнеса;

- наличие градообразующего предприятия, требующего значительной финансовой поддержки (МУП «Лакинская мануфактура» находится в стадии банкротства);

- ежегодное уменьшение количества трудоспособного населения (“старение” населения, отток молодежи) с 15, 5 тыс. человек в 2011 году до 14,8 тыс. в 2014 г.;

- отсутствие комфортной среды для детей всех возрастов;

- неразвитость городской инфраструктуры (низкий уровень газификации);

- изношенность коммуникаций составляет 90%, и, как следствие вышесказанного -

- отсутствие внешних инвесторов.

Какие факторы могут сыграть положительную роль в развитии города?

Прежде всего, экономические. Это:

- наличие свободных производственных площадей, которые могут быть использованы предпринимателями для создания на них после проведенной реконструкции новых предприятий;

- наличие свободных земель для застройки (для этого придется провести межевание земельных участков под застройку и подготовку производственных площадок для дальнейшей продажи или аренды);

- и, конечно, хорошие логистические возможности благодаря наличию федеральной трассы и железнодорожной станции.

С учётом всех перечисленных факторов разработаны следующие предложения по концепции развития Лакинска на 2016-2020 г.г.

В сфере экономики:

- в ближайшее время провести инвентаризацию пустующих производственных площадей и сформировать индустриальные площадки для предложения инвесторам, желающим разместить на них новые производства;

- разработать целевую программу для привлечения внешних инвесторов, для чего:

1. предусмотреть систему льгот по налогообложению для реализации серьёзных инвестиционных предложений;

2. провести конкурс бизнес-проектов среди предпринимателей города и на основе их предложений разработать перспективный план экономического развития города;

- принять меры по присоединению к городу территории военного городка с включением его потенциала для повышения инвестиционной привлекательности Лакинска;

- разработать и предложить на рассмотрение Совета программу наполнения городского бюджета, так как действующая система налогообложения, несмотря на установленные в Лакинске максимальные ставки, не решает главную задачу - пополнение бюджета;

- Разработать и вынести на обсуждение Совета прогрессивные ставки налогообложения на имущество граждан, чтобы богатые платили за свои дома больше, чем бедные;

- разработать программу развития малого предпринимательства;

- создать постоянно действующий Совет предпринимателей при главе администрации.

5.2. В сфере градостроительства и благоустройства территории:

- провести комплексное обследование территории города, на основании данных обследования разработать «Карту благоустройства Лакинска» - с определением сроков выполнения необходимых и перспективных работ.

В нее включить:

- ремонт дорог;

- благоустройство и озеленение дворовых территорий;

- ликвидацию стихийных свалок;

- оборудование контейнерных площадок по сбору ТБО на территории города;

- строительство детских и спортивных площадок.

К реализации «Карты благоустройства» активно привлекать население города, для чего установить тесные контакты с председателями ТСЖ и старшими домов.

5.3. В сфере развития ЖКХ:

Сегодняшнее состояние коммунальной системы города - это проблема, которая требует немедленного принятия мер. По официальному заключению экспертизы, износ водопроводных и канализационных сетей в Лакинске составляет более 90% - это говорит само за себя. Очевидно, это уже можно назвать экологической катастрофой, которая требует чрезвычайных мер.

1. Станция 1-го подъёма, которая расположена на территории МУП «Лакинская мануфактура» под зданием механических мастерских на глубине 4,5 м ниже уровня земли, подтапливается канализационными и грунтовыми водами, поступающими из сетей МУП «Лакинская мануфактура».


2. Три магистральных водопровода - один Д 200 мм, два других Д 100 мм, - подающие воду со станции 2-го подъёма в центральную часть города, проходят под магазином «Пятёрочка» и федеральной трассой М7, что делает невозможным проведение ремонтно-восстановительных работ в случае аварийной ситуации. Давление воды в центральном водопроводе - 9,5 атмосферы. Значит, в случае прорыва магистрального водопровода под федеральной трассой возможен провал дорожного полотна и остановка движения на федеральной автодороге М7 «Волга». Решить эти проблемы можно, пробурив новую артезианскую скважину в центральной части города Лакинска.


3. На существующих очистных сооружениях биологической очистки (ОСБО) города Лакинска достичь нормативов очистки сточных вод невозможно, их реконструкция нецелесообразна по причине полного разрушения этих жизненно важных для города объектов. Необходимо строительство новых очистных сооружений.


4. В ветхом состоянии находятся канализационные насосные станции (КНС) №2 и №3, в аварийном - КНС №1. Требуется немедленная реконструкция всех старых КНС.


5. Необходим капитальный ремонт канализационного коллектора от КНС №3 до очистных сооружений ПАФ «Курс».


6. Отсутствует необходимая для работы спецтехника - экскаватор с глубиной копки до 6 м, каналопромывочная и илососная машины. Необходимо в ближайшее время решить вопрос приобретения либо аренды этой техники.


Чтобы решить эти проблемы, необходимо предпринять следующие шаги:

- войти в областную и федеральную программы для изыскания средств на строительство очистных сооружений, которые сегодня отсутствуют; артезианской скважины в центральной части г. Лакинска (она позволит решить проблему подачи воды по магистральным трубам); прокладку сетей водовода там, где их нет;

- принять участие в программе модернизации уличного освещения с переводом его на энергосберегающий режим;

- войти в областную программу по газификации;

- провести комплексную проверку управляющих компаний (УК), действующих на территории города;

- внедрить метод альтернативного управления домами, позволяющий значительно снижать расходы на услуги ЖКХ;

- установить приборы учёта во всех многоквартирных домах;

- проводить работу с населением города по разъяснению норм федерального законодательства в сфере ЖКХ (Школа грамотного потребителя).

5.4. В социальной сфере необходимо:

- разработать муниципальную программу антикризисной адресной социальной поддержки нуждающихся (инвалидов, одиноких пенсионеров, многодетных семей;

- составить список детей войны (1936-45 годов рождения) для организации взаимодействия этой категории населения с органами местного самоуправления по всем возникающим проблемам;

- для улучшения качества медицинского обслуживания населения обеспечить тесное взаимодействие с департаментом здравоохранения Владимирской области;

- рассмотреть возможность создания в городе социальных аптек.

5.5. В сфере культуры и спорта:

- увеличить количество спортивных секций для детей и взрослых на базе Дома культуры и средних школ;

- непрофильные активы муниципального образования передать в безвозмездное пользование социально ориентированным общественным организациям и молодёжным движениям с возможностью предоставления им права вести предпринимательскую деятельность;

- построить дворовые спортивные площадки в соответствии с разработанной «Картой благоустройства Лакинска».

5.6. В политической сфере:

- обеспечить взаимодействие с представителями политических партий, общественных организаций, ветеранских движений путем создания общественно-консультативного совета при главе администрации города Лакинска;

5.7. В сфере транспорта и связи:

- совместно с представителями ГИБДД провести проверку расположения остановок общественного транспорта и их состояния на соответствие утвержденным стандартам;

- предусмотреть оборудование автобусной остановки возле горбольницы.


Все, что намечено, может быть выполнено при условии проведения честной, открытой политики в руководстве городом, тесного сотрудничества с депутатским корпусом, общественностью и бизнес-сообществом.

Только совместными усилиями можно сделать Лакинск территорией развития, где людям будет комфортно жить и трудиться, не уезжая от семьи.

            Структура администрации должна быть оптимизирована, с учетом наиболее эффективного решения вопросов местного значения и расходов на административный аппарат, призванный решать поставленные задачи. Важное значение, на мой взгляд, следует уделить формированию у жителей города положительного мнения о деятельности администрации города путем освещения её деятельности в СМИ, а также выделения социальной работы, в том числе работы в культурной и спортивной жизни города в отдельное направление.

 

______________________ А.В. Маринин